Фонды Орловского музея изобразительных искусств хранят удивительную икону Божией Матери конца XIX века «Всех скорбящих Радость», память которой празднуется православной церковью 6 ноября по новому стилю. Название иконе дала начальная строка одной из богородичных стихир.
Этот иконографический тип изображения Богородицы в русской иконописи XVII века под влиянием западно-европейской, латинской традиции. Первый образ с таким названием был создан придворным живописцем, писавшем в европейском стиле, в 1683 году. В это время на Русь, особенно через Польшу, массово проникали западные типы изображений Богоматери. Изображение Девы Марии с Младенцем в окружении ангелов в католицизме носило название «Мадонна во славе» («Gloria»).
Иконография «Всех скорбящих Радости» не имеет единой устойчивой композиционной схемы; существуют два основных варианта образа – «московский», к которому относится наш памятник, и «петербургский», в котором Дева Мария изображена без Младенца и не в царском достоинстве, а в белом плате. В обоих случаях Богоматерь в сияющей сфере (мандорле) предстоит в рост, в центре композиции, в окружении скорбящих от различных бед и недугов. Матерь Божию сопровождают ангелы небесные, оказывающие страждущим благодеяния от Ее имени.
Икона прославилась в 1688 году в Москве исцелением от незаживающей раны родной сестры патриарха Иоакима, Евфимии Папиной. Эта история подробно раскрывается в Сказании об иконе, написанном сразу же по явлении чуда. Тогда же были составлены служба и молитва святому образу, а в царской иконописной мастерской Оружейной палаты стали создаваться списки с чудотворной. Новопрославленный образ первоначально пребывал в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где Евфимия была прихожанкой. В храм икона попала, предположительно, после его перестройки в камне в 1685 году.
В 1710 – 1711 годах, когда царский двор переезжал из Москвы в Петербург, сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна вывезла из церкви на Ордынке икону, точное литографированное изображение которой сохранилось до наших дней. Доподлинно неизвестно, была ли это сама чудотворная икона или ее список. В обоих случаях на левой руке Богородица держала Младенца Христа, Ее голова слегка склонялась влево, а правая рука была опущена и немного отведена в сторону. Но в петербургском варианте и стоящая на полумесяце Богородица (в последующих списках откровенно латинский мотив (Ап.: 11-1) – месяц – был упразднен), и Спаситель держали в руках четки (польский вариант «Rosarium» или видение святого Доминика), а вверху был изображен Господь Саваоф, а не Новозаветная Троица, как на московском образе. И главное, в петербургской иконе отсутствует изображение скорбящих.
Многочисленные страждущие окружают Богоматерь на московской иконе, от Ее лица их утешают ангелы. Выше двух многофигурных групп в московском варианте предстоят избранные святые: преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский (придел которого имелся в Преображенской церкви Москвы), а также святые Феодор Сикеот и Григорий Декаполит (которые, по-видимому, были небесными покровителями заказчика иконы).
После прославления иконы в 1688 году изображение страждущих стало более развернутым, в том числе благодаря образам «Живоносный Источник» и «Образ умиления и посещения в беде страждущих». Несомненное влияние на формирование иконографии «Всех скорбящих Радости» оказала западная композиция Мадонны «Misericordia» («Милующая»), западный аналог «Покрова Богородицы». Дева Мария на них изображалась без Богомладенца. К схеме «Мизерикордии» восходит и множество икон, созданных в старообрядческих мастерских Ветки.
23 июля 1888 года в Петербурге произошло чудесное событие. Во время грозы удар молнии привел к пожару в часовне при стеклянном заводе, где чудом осталась невредимой икона «Всех скорбящих Радость». К тому же, рассыпавшиеся от удара медные монеты из ящика для пожертвований прочно закрепились на опрокинувшемся образе, что привело к новому названию петербургского извода – «с грошиками», которые впоследствии на иконах стали рисовать. Память петербургской Скорбященской иконы празднуется 5 августа.
В Богоявленском соборе г. Орла хранится святыня XVIII века, икона Всех скорбящих Радость «московского» типа: Богоматерь и Младенец Христос в царских облачениях и коронах, в центре верхнего поля изображена полуфигура Господа Саваофа, в левом и правом верхних углах средника изображены солнце и луна. Икона из Богоявленского собора имеет чудесную историю повторного обретения уже в новейшее время.
Образ, хранящийся в Орловском музее изобразительных искусств, был создан в конце XIX века, предположительно, в старообрядческих мастерских, верных традициям уставного письма и золочения икон. Образ написан на доске, темперными красками по левкасу.
На верхнее поле иконы в окружении клубящихся облаков выходит изображение Господа Саваофа и Бога Сына Иисуса Христа, – так называемое «Сопрестолие». К Богоматери и Младенцу спускаются с неба тонко прорисованные ангелы в белоснежных одеждах. По углам средника изображены Солнце и Луна, отображающие Свет и Тьму, День и Ночь. На развернутых свитках страждущих приводятся слова молитв, обращенных к Божией Матери: «Призри на моление раб Твоих», «Нагим одеяние подаждь», «Алчущим подаждь хлеб», «Хромым хождение», «Призри убо Марие нас скорбных и грешных»... Между небесными ангелами и страдающими на земле показаны четверо святых мужей: преподобные Сергий, Варлаам, Григорий и святитель Феодор, молитвенно предстоящие Богородице в ходатайстве за людей.
Небо и земля на иконе разведены: Небеса олицетворяет сплошной золотой фон, словно залитый божественным сиянием Христа Спасителя, а земля обозначена темно-оливковым позёмом.
Внизу, под стопами Богородицы, в картуше помещен текст молитвы: «О, Всепе́тая Ма́ти, ро́ждшая всех святы́х Святе́йшее Сло́во! Ны́нешнее прие́мши приноше́ние, от вся́кия изба́ви напа́сти всех, и бу́дущия изми́ му́ки, о Тебе́ вопию́щих: Аллилу́иа (кондак 13 акафиста Божией Матери).
Праздничный строй сияющих красок иконы, с преобладанием алых, пурпурных, золотисто-охристых цветов и белого, в сочетании с золотом, – как нельзя лучше соответствует названию образа «Всех скорбящих Радосте», который может рассматриваться не только как объект религиозного почитания, как национальная святыня, но и как художественно ценное произведение церковного искусства.