В интерьере Тургеневского зала мансардного этажа Мемориальной мастерской Народного художника СССР А.И. Курнакова, рядом с живописным портретом нашего прославленного писателя-земляка, изображенного сидящим на скамье у Савинского пруда в Спасском-Лутовинове, пейзажами тургеневских мест, и предметами мебели XIX века, - вполне органично присутствуют две причудливые зооморфные опошнянские керамические фигуры. Эти, ставшие волею случая неразлучными забавные друзья, уподоблены здесь своеобразным стражам.
Как появились они в доме Андрея Ильича? Возможно, это подарок от украинских коллег-художников или приглянувшиеся ему самому сувениры, свидетельствующие о таланте народных мастеров, привезенные им из одной из поездок на Украину.
Обе стилизованные декоративные фигуры - «Собака» и «Баран» выполнены в поселке Опошня Зеньковского района Полтавской области на фабрике «Художественная керамика».
Автором первой из них является знаменитый опошнянский керамист Иван Архипович Билык (1910-1999), - подлинно народный мастер, удивительный, скромный и действительно героический человек, проживший очень непростую, полную невзгод жизнь.
Он родился в Опошне в бедной семье. Его отец был сапожником, но подрабатывал и извозом, доставляя глиняные опошнянские изделия на ярмарку в Екатеринослав*. С детских лет мальчику нравилось лепить из глины фигурки зверей. Их дом стоял под горой, где красная глина лежала буквально под ногами. Отец говорил сыну: «Когда подрастешь, отдам тебя в обучение гончару».
Но в 1922 году случилась беда: недалеко от Опошни бандиты напали на возвращавшегося с ярмарки отца. Мать с девятью детьми остались без кормильца. Иван, помогая семье, пас коров. В конце 1923 года, беспокоившаяся о будущем сына мать, отвела его в Опошнянскую керамическую школу. Несмотря на уже давно начавшийся учебный процесс. Ивана приняли, однако школу вскоре закрыли.
Пришлось ему наниматься за гроши к хозяину, изготавливать глиняную посуду. Через год родные матери, жившие на хуторе Хижняковка, взяли Ивана к себе. Его дядя, Яков Павлович Печка, слывший хорошим гончаром, стал знакомить юношу с тонкостями гончарного искусства. Затем возобновилась учеба в ненадолго открывшейся в Опошне керамической мастерской, потом работа у дяди, только уже не в качестве ученика, а мастера.
В 1930-е годы его призвали в армию. Во время службы он получил тяжелейшее ранение в голову. Последовало заражение крови и двенадцать операций. Иван Архипович стал инвалидом.
По приезде домой он устроился на керамический завод. А в 1943 году, несмотря на состояние здоровья, ушел на фронт и попал в штурмовую дивизию. Участвовал в кровопролитных боях за Днепр. Получил пять серьезнейших ранений, перенес сложные операции, временную потерю зрения, слуха и речи. Девять с половиной месяцев лечился в военном госпитале в Сочи, где неожиданной отрадой стала лечебная грязь, из которой он начал лепить различные фигурки.
Осенью 1946 года, согбенным, изуродованным войной, он вернулся в родную Опошню, где его ждали жена и трое сыновей. И хотя продолжал тяжело болеть и долго лечиться, и даже получил от врачей запрет работать на керамическом заводе, не смог расстаться с любимой глиной. Даже после выхода на пенсию в 1985 году, продолжал ходить на завод (фабрику «Художественная керамика») почти до самой смерти.
Начинал он здесь после войны токарем, подтачивая донышки посуды, но быстро стал настоящим мастером и начал создавать сувенирную продукцию: разнообразные сосуды, вазы. Работал в творческой лаборатории, обучал новичков. Его изделия не раз посылали на различные, в том числе международные выставки.
Всенародное признание Иван Архипович Билык получил в 1971 году, когда был отмечен дипломом лауреата Международного биеннале в Фаенце в Италии. В том же году ему присвоили звание Заслуженного мастера народного творчества. В 1995 году Иван Архипович стал лауреатом премии им. Даниила Щербаковского**, а в 1999 году, за весомый вклад в украинскую культуру, - лауреатом Государственной премии Украины им. Тараса Шевченко, самой престижной творческой награды в стране. В 1985 году был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Этот маленький, худенький, почти бестелесный, физически недужный, но несгибаемый духом человек, был очень добрым, улыбчивым, приветливым и необычайно трудолюбивым. Он любил выполнять все сам: и форму, и декор ваз, куманцов, различных других сосудов и декоративных тарелок. Но с самым большим удовольствием он выполнял скульптурные фигурки животных, которыми так славилась Опошня: лепил чудесных стилизованных львов, барашков, быков, коников.
На правом боку декоративного фигурного скульптурного сосуда «Собака», по еще сырой глине, мастер процарапал свои инициалы, фамилию и указал, что он был создан в Опошне в 1970 году.
Равная по высоте и длине в 47 сантиметров фигура стоящей собаки вылеплена из светлой, ставшей после обжига почти белой глины. У животного большая лохматая голова, также лохматые мощная шея и грудь, узкое, большей частью гладкое туловище, небольшие ноги, особенно задние, и длинный широкий плоский хвост, закинутый концом на середину спины, служащий ручкой и зрительно уравновешивающий всю заднюю часть фигуры.
Поверхность мордочки, шеи и груди щедро декорирована вертикальными, косыми и дугообразно изогнутыми полосками-налепами с оттиснутыми контрререльефными овально-вогнутыми ямочками. На голове и задней части туловища - налепы из полосок с другим рисунком: в виде цепочки из рельефно-выпуклых округлых элементов. Верх шеи, передняя часть цилиндрического туловища и ноги-столбики выделены гладкими валиками. Очень точно подмечена поза и забавно выражение мордочки добродушной, немного простоватой, дворняги с открытым округлым отверстием рта. То ли она зашлась в усердном лае, то ли хочет выканючить лакомый кусочек.
Широкая нижняя губа служит удобным сливом, а высоко запрокинутая голова предусмотрительно уберегает от случайного пролития помещенный внутрь напиток. Правда, фигурные сосуды такой величины имели обычно декоративно-этнографическое интерьерное назначение, но по знатным случаям вполне могли использоваться в соответствии с прямыми утилитарными функциями. Замечательны гладкие раковинки растопыренных ушей-локаторов, торчащий вверх чуткий нос с вогнутыми ноздрями, глаза в виде рельефных спиралей, оканчивающихся темными шариками-зрачками
Туловище, шея, хвост и ноги собаки покрыты красивого тона сочной изумрудно-зеленой глазурью, голова с усами и бородой - коричневой, местами дополненной мазками зеленой.
Несмотря на условность стилизации, собака кажется живым существом, обладающим особым нравом и эмоциями, располагающим к общению. Это свидетельство большого таланта и доброй души мастера.
***
На второй опошнянской фигурке в виде стоящего барана не автор не оставил сигнатуры, и его имени мы пока не знаем.
Она также вылеплена из светлой глины, щедро покрыта налепами и декорирована цветными глазурями. По высоте она чуть больше фигурки собаки, а в длину почти такая же.
Словно корона монарха увенчивают голову барана огромные длинные спиралевидно закрученные рога с отходящими наружу и вверх концами, а шею, спину и бока приземистого грузного туловища окутывает густой мех в виде округлых лепных прядей-язычков, виртуозно и естественно положенных плотными слоями. Тиснеными косыми овалами и плоскими рельефными горошинами проработаны рога. Пластически выделены круглый чубчик на лбу барана, его глаза, с немного глуповатым и вопрошающим выражением, ноздри, приоткрытый рот, верхний ряд зубов, бородка и подвес на шее, бороздки на раздвоенных копытцах. Гладкие зоны равномерно чередуются с рельефными, что придает большую выразительность всему объему.
Фигурка барана, как и фигурка собаки, вылеплена из отдельных частей, которые затем соединялись с помощью шликера – жидко разведенной глиняной массы. Все ее части пропорциональны и точно выверены. Тяжелые рога уравновешены выпуклой широкой грудкой и горизонталью туловища, согласованы линии плавных изгибов всех частей животного, не смотря на статичную позу, придающие ему определенную динамику.
Декорирован баран темно-коричневой глазурью с умеренным добавлением потечной желтой. Дополнительный второй цвет не только выделяет отдельные детали - верхнюю губу, глаза, передние коленные сгибы коротких ножек, но, благодаря неравномерности произвольно струящихся вниз по форме жидких потеков желтого цвета, придает живую выразительность рогам и шерсти.
Это существо уже не столь открытое и близкое человеку, как собака Ивана Афанасьевича Билыка, оно осторожное, пугливое, немного упрямое и непредсказуемое. Но так же, как и в первом случае, доброе и, словно бы немного улыбающееся нам. Ее создатель также очень хороший и опытный мастер.
***
В нынешней Опошне керамистов, к сожалению, осталось совсем немного. Но радует, что в созданный здесь в 1989 году Национальный музей-заповедник украинского гончарства привлекает никогда не прекращающийся поток посетителей. В нем собрана уникальная, насчитывающая свыше 30 000 экспонатов, коллекция изделий народной украинской керамики, и имеется огромная, занимающая 20 га, парковая зона. На ней расположился музей под открытым небом, где собрана монументальная керамика современных мастеров. Они приезжают сюда на керамические симпозиумы, ставшие международными, и оставляют в дар музею свои творения.
Большая и разнообразная деятельность музея вселяет надежду, и что благодаря ей, огонь творчества не угаснет в сердцах новых поколений местных керамистов и они своими теплыми руками будут согревать и обласкивать опошнянскую глину, продолжая традиции старых народных мастеров, воспевавших красоту родного края.