Возврат товаров
Уважаемые покупатели, если вы приобрели Услугу, и он не подходит вам по каким-либо причинам, свяжитесь, пожалуйста, с нашей службой клиентского сервиса. Мы в обязательном порядке поможем Вам с решением всех вопросов.
Обратите, пожалуйста, внимание, Перед покупкой внимательно прочитайте подробное описание, благодаря которому у Вас меньше всего будет возможности приобрести несоответствующую услугу.
По вопросу замены или возврата Услуги Вы можете обратиться в электронном виде по адресу
20 сентября 2018 года музей посетили с экскурсией учащиеся школы №51. Выставка "Айвазовский. На гребне волны".
20 сентября 2018 года музей посетили с экскурсией учащиеся школы №51. Выставка "Айвазовский. На гребне волны".
Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть II.
В преддверии выставки «Александр Бурганов. Скульптура. Графика» (развернутой в залах нашего музея с 14 июля по 11 сентября 2022 г.), хотелось внимательнее познакомиться с творчеством автора, чьи произведения на ней будут представлены. Для этого потребовалось обратиться и к электронной базе данных Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, содержащей обширные, постоянно обновляющиеся сведения о предметах всех государственных музеев нашей страны.
ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР А.И. КУРНАКОВА ЧАСТЬ 11.
Первое документальное упоминание о рисовальном угле датируется 15 столетием. Уголь - прекрасный материал для рисунка, помогает передать объем, получать плавные переходы от одной тональности к другой, от самого черного цвета до самого светлого нежно серого. Многие художники предпочитают рисовать углем из-за возможности корректировать рисунок. Художественный уголь – это обожженные палочки из ивы, ореха, сливы, липы, березы или розмарина. (Старинный способ изготовления рисовального угля: ветки очищались от коры и обжигались в плотно закрытых глиняных горшках при очень высокой температуре). С появлением художественного угля в прессованной форме, его начали использовать не только для набросков и эскизов, но и как самостоятельный материал для написания картин. Прессованный чернее и жирнее, чем древесный.
Изготавливают его из угольного порошка (при этом используя наиболее черные сорта), с применением растительного клея в качестве связующего вещества. Прессованный уголь имеет форму палочек. При работе с углем нужно использовать шероховатую бумагу, с идеально гладкой поверхности он просто осыпается.
Первый способ - рисование в основном линией, штрихом. Этот способ близок к работе карандашом. Второй - заключается в большом применении тона, широком прокладывании теней и фона. Для этого уголь кладут плашмя на бумагу, что дает возможность легко покрывать большие поверхности. Или же, прорисовав рисунок довольно детально, растирают его ребром ладони. Затем рисуют снова, высветляя наиболее освещенные места. Сочетание линии и тона дает возможность передавать округлые и плавные формы. Такой способ художники нередко применяют для изображения фигуры.
В экспозиции Филиала Орловского музея изобразительных искусств "Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова" находится работа "Два бойца. Перевязка" выполненная в смешанной технике. В ней художник использовал сочетание угля, сепии и мела.
А.И. Курнаков. Рисунок к диораме. Два бойца. Перевязка. н. 1980-х. Бумага, смешанная техника.
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И. Курнакова» Е.А. Гущиной и И.Е. Барсуковой).
Кривоногов Петр Александрович (1911-1967) «Портрет Героя Советского Союза Гаврилова Петра Михайловича (1900-1979)». 1950-е годы Холст, масло.
Кривоногов Петр Александрович родился в с. Киясово Вятской губернии. В годы гражданской войны стал сиротой. Воспитывался в детском доме. После окончания 7-летней школы был принят в 1930 году на рабфак искусств при Академии художеств в Ленинграде, затем поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. 1939 году призван в армию. В 1940 был зачислен в Красноармейскую студию им. М.Б.Грекова. Великую Отечественную войну прошел в действующих войсках до Берлина. Был награжден орденом Красной Звезды за созданные зарисовки и картины в годы войны. В 1967 году награжден Золотой медалью имени М.Б.Грекова за лучшие произведения в изобразительном искусстве на военную тему. В 1997 году в селе Киясово открыт музей П.А.Кривоногова.
На портрете изображен Гаврилов Петр Михайлович родился в Татарии. Службу в армии начал в 1918 году рядовым бойцом, воевал на фронтах гражданской войны. В 1925 году окончил Владикавказскую пехотную школу. В1939 году успешно окончил военную академию им. Фрунзе. Великая Отечественная война застала его командиром 44-го полка в Брестской крепости. В первый день нападения майор Гаврилов возглавил защиту Восточного форта крепости. Отчаянно защищаясь, остался один, был тяжело ранен и в бессознательном состоянии взят в плен. Это случилось на 32-й день с начала войны. Годы войны П.М. Гаврилов провел в гитлеровских концентрационных лагерях. После возвращения из плена на Родину стал узником Гулага на многие годы. Был исключен из ВКП(б), однако восстановленный в прежнем звании майора, был назначен начальником советского лагеря для японских военнопленных. После увольнения в отставку уехал сначала в Таганрог, затем в Краснодар. После выхода на радио в 1955году цикла передач под названием «В поисках героев Брестской крепости» писателя Сергея Смирнова, была написана книга «Брестская крепость», в которой описан подвиг гарнизона крепости в 1941 году. Благодаря этому П.М.Гаврилов восстановил членство в партии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1957 года за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости в 1941 году и проявление при этом мужество и героизм Гаврилову Петру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». С 1968 года и до конца жизни жил в Краснодаре на ул.Светлой, которая после его смерти переименована в ул. Гаврилова. По его просьбе он был похоронен с воинскими почестями на гарнизонном мемориальном кладбище Бреста.
Просёлкова Екатерина Максимовна. «Вечер над Окой». (2018)/ Ekaterina Proselkova Maksimovna. ”Ilta Okan yläpuolella”. (2018)
УЧАСТНИК ПРОЕКТА «ГОРОДСКИЕ АРТЕФАКТЫ. ОРЁЛ-НОКИА. СОВМЕСТНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ ГОРОДОВ НОКИА И ОРЛА». (Организатор выставки Орловский музей изобразительных искусств.
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры»).
Просёлкова Екатерина Максимовна – художник-график. Родилась 17.12.1992 г. в городе Орле. Училась в Орловском государственном университете, по специальности «Бакалавр художественного образования» (2010–2014). Обучалась в магистратуре художественно-графического факультета по направлению «Педагогическое образование. Живопись» (2016—2018) Член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» с 2019 г. С 2014 г. участница — областных, региональных, всероссийских, международных выставок.
Работы художника, представленные на выставке:
- 1.«Вечер над Окой». 2018 г. Смешанная техника. 50х70 см.
- 2.«Цирк у Московских ворот». 2018 г. Тушь, фломастеры, белила. 41,5х59 см.
Ekaterina Proselkova Maksimovna on taiteilija-grafikko. On syntynyt 17. Joulukuuta 1992 Orjolin kaupungissa. Hän opiskeli Orjolin valtion pedagogisessa yliopistossa erikoisalalla ”Taidekasvastuksen kandidaatti” (2010–2014). Hän opiskeli maistraatissa taiteen ja grafiikan tiedekunnassa erikoisalalla ”Pedagoginen koulutus (Maalaus)” (2016-2018). Vuodesta 2019 lähtien ”Venäjän taiteilijoiden liitto”: n yleisvenäläisen julkisen luovan yhdistyksen jäsen. Vuodesta 2014 lähtien on osallistunut alueellisiin, alueisiin, yhteisvenäläisiin, kansainvälisiin näyttelyihin.
- 1.”Ilta Okan yläpuolella”. 2018 v. Sekatekniikka. 50х70 cm.
- 2.”Sirkus Moskovan portin lähellä”. 2018 v. Tussi, huopakynät, maali. 41,5х59 cm.
Работа музея 8 марта 2023 года!
Дорогие друзья, поздравляем Вас с Международным женский днём! В этот светлый весенний праздник хочется от всей души поздравить милых дам и пожелать самых важных и бесценных вещей: здоровья, любви и простого человеческого счастья. Пусть дома всегда царит тепло и уют, пусть близкие и родные всегда будут рядом, пусть жизнь будет полна радости.
8 марта 2023 года Орловский музей изобразительных искусств открыт для посетителей с 10.00 - 17.00 и приглашает Вас посетить выставки «Городской пейзаж в русском искусстве ХХ века». Живопись, графика и декоративное искусство. (Из фондов музея) и выставка исчезающих картин «Мир ультрафиолета», (г. Барнаул).
Постоянные экспозиции выставок наших подразделений: «Картинная галерея народного художника СССР А.И. Курнакова» и «Мемориальная мастерская народного художника СССР А.И. Курнакова» будут закрыты (приносим свои извинения за доставленные неудобства).
С 9 марта Музей и подразделения будут работать в штатном режиме.
О реставрации акварели «Голова итальянского мальчика» Аугусто Мориани (1854-1913).
Произведение из собрания Орловского музея изобразительных искусств.
(Из цикла «Возрождая и спасая». Часть IV)
В коллекции произведений зарубежного искусства XVII–XX веков Орловского музея изобразительных искусств, наряду с предметами печатной графики, в основном репродукционной (воспроизводящей работы других авторов, преимущественно живописные), есть несколько листов уникальной графики, выполненных в технике акварели.
Два из них вошли в число экспонатов, не так давно отреставрированных во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря в Москве.
Первой представляем акварель итальянского художника Аугусто Мориани «Голова итальянского мальчика». В 2013-2014 году она экспонировалась в нашем музее на фондовой выставке произведений графики зарубежных мастеров XVIII – начала XX вв. Тогда, благодаря использованию насыщенного по тону цветного паспарту, немного удалось зрительно нивелировать печальные следы времени, некогда нанесённые её сохранности.
Выполненная на плотной бумаге, наклеенной на толстую картонную подложку, акварель ощутимо пострадала. Помимо пожелтения её бумажной основы и подложки, их общего поверхностного загрязнения и потертостей, на акварельном листе, наряду с несколькими небольшими пятнами, имелось три широких желтовато-коричневатых диагональных затека неизвестного происхождения, протянувшихся по изображению и части фона, к счастью, не затронувших лицо модели.
В отделе реставрации произведений графики Центра им. И.Э. Грабаря работа поступила к реставратору высшей категории Надежде Александровне Костеревой. Она провела обеспыливание акварельного листа и его подложки; с помощью скальпеля удалила и ослабила прочные поверхностные загрязнения. Лист с изображением был отделён от подложки; остатки клея удалены, расслоившиеся края подложки укреплены. Полусухим способом лист промывался от желтизны и загрязнений, а отдельные пятна обрабатывались химическим способом. После лист вновь был промыт с целью удаления использованных химических реагентов и продуктов распада. В местах потертостей и царапин красочного слоя нанесены необходимые тонировки. В завершение лист сдублирован на специальную реставрационную бумагу, отпрессован и монтирован на его оригинальную подложку с помощью «лапок».
Благодаря проведенной реставрации произведению был максимально возвращен его первоначальный вид.
***
До 1957 года акварель «Голова итальянского мальчика» находилась в коллекции Орловского краеведческого музея, куда поступила в результате послереволюционной национализации частных собраний, существовавших на территории тогдашней Орловской губернии. Прежние владельцы, вероятно, приобрели её во время заграничного путешествия по Южной Италии, где в последней четверти XIХ – начале XX века, в провинции Неаполь. работал художник Аугусто Мориани.
Он родился в 1854 году в Неаполе, скончался в 1913 году в Сорренто. В 1881-1892 годах активно участвовал в выставках Общества содействия изящным искусствам в Неаполе. Также исполнял для приезжавших сюда со всей Европы многочисленных туристов акварельные и живописные произведения с колоритными «tipi napolitani» – неаполитанскими типажами и жанровыми сценками из городской жизни. Они и сейчас фигурируют на международных аукционах.
В его творческом наследии есть и живописные портреты представителей других сословий, пейзажи, анималистические композиции, монументальные работы для общественных интерьеров и храмов. В зале аудиенций Палаццо Комунале расположенного неподалеку от Неаполя города Афрагола, сохранилась выполненная им в 1886 году большая фреска «Посвящение народа королю Сицилии Руджеро II», а в кафедральном соборе святых апостолов Филиппа и Иакова в Сорренто – фрески 1902 года.
Аугусто Мориани можно отнести к художникам, связанным с популярным в Италии в последней трети XIХ столетия реалистическим направлением веризм (от итальянского «vero» «истинный», «правдивый»), развитию которого способствовал подъем национально-освободительного движения и борьба за объединение страны. Особенное распространение это направление получило в среде художников неаполитанской провинции, сочувственно отражавших жизнь и быт простых слоев городского и сельского населения, людей труда, бедноты.
Моделями ему служили дети, девушки и молодые женщины, юноши, мужчины зрелого возраста и старики – подобные тем, что не раз могли встретиться на улицах городков или побережье неаполитанской провинции. Ряд персонажей художник повторял. Однако всегда изменял композицию и формат, варьировал детали, использовал зеркальный ракурс модели.
Неунывающий седой беззубый неаполитанский рыбак в белой рубашке, жилетке и мягком колпаке с закинутым вперед концом, изображался им в акварелях погрудно или поколенно, обращенным вправо или влево, на нейтральном фоне или в интерьере, сидящим за столиком траттории с кувшином и курительной трубкой в руках или играющим на гитаре. В жанровой картине 1895 года он представлен во дворике небогатого домика на фоне Неаполитанского залива с белыми парусниками и Везувием на горизонте в роли заботливого дедушки, помогающего с помощью поводков учиться ходить малолетнему ребенку его дочери.
В ряде акварелей Мориани запечатлены эффектные типы крепких седовласых бородатых неаполитанских рыбаков с благородным библейским обликом, ракурсами головы ¾ или в профиль, в беретах различного цвета.
В Орле до 1943 года находилась датируемая серединой XIX века акварель Аугусто Мориани «Итальянский старик». Она указана в посвященном коллекции Орловского областного краеведческого музея IX томе «Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», изданном в 2002 году в Москве. Возможно, эта работа происходила из того же частного собрания, что «Голова итальянского мальчика».
На своих акварельных и масляных произведениях Аугусто Мориани, наряду с автографом и датой, иногда указывал названия тех мест, где они были созданы: «Capri», «Sorrento». На акварели из собрания Орловского музея изобразительных искусств имеется лишь одна авторская подпись с инициалом имени. Исходя из фактов биографии художника, её можно отнести к последней четверти XIX – началу XX века.
Аугусто Мориани создал типичный и обаятельный образ черноволосого итальянского мальчика-подростка или юноши в красном берете и белой рубашке. Отливающая блеском крутая челка задорно прикрывает лоб, карие глаза под густыми, сросшимися на переносице бровями, прозрачны и ясны, улыбающийся рот приоткрывает в легкой улыбке белоснежные зубы. Чуть приподнятое левое плечо, ракурс головы, направление взгляда, придают динамику персонажу, лицо которого наполнено дыханием жизни. На шее у него, на тонких цепочках, – традиционно носимые верующими итальянцами четырехконечный латинский крест и медальоны, на которых рельефом изображались Иисус Христос, Дева Мария или святые. Подобная деталь играет немаловажную роль в характеристике разных персонажей художника, скажем, – умеющего постоять за себя босоного подростка, стоящего у стены дома с дерзко-независимым видом, засунув руки в карманы рваных штанов, с небрежно зажатой папироской в зубах и не по возрасту умудрённым грустным взглядом в картине «Уличный мальчишка».
Существует очень близкое работе «Голова итальянского мальчика» недатированное акварельное погрудное изображение в таком же ракурсе юноши в красном берете и белой рубашке в полоску, но с менее правильными чертами лица, названное «Рыбак Джованни».
А в выполненной в 1881 году маслом на дереве композиции «Неаполитанский продавец рыбы», поколенно запечатлён идущий по берегу Неаполитанского залива с курящимся Везувием вдали, мальчик в красном берете, с обнаженным торсом, несущий на лотке сверкающую серебристой чешуей свежую рыбу, переложенную зелеными травами.
В нашей акварели светлый фон с намеченным очень лёгкими голубыми пятнами небом, ассоциативно воспринимается как часть согретого ласковым солнцем южно-итальянского пейзажа. «Ах! есть голубой Неаполитанский залив, есть Сорренто… Там голубые небеса и фиолетовые горы. Там жизнь, там рай…», – восклицает один из героев написанной в 1877 году Александром Николаевичем Островским пьесы, отражая свойственные не только русским людям мечты о прекрасной стране Италии с её благодатным климатом, сокровищами искусства, приветливыми жителями.
Для простого люда жизнь здесь, конечно, не была простой и безоблачной. Но представленный на отреставрированном графическом листе из нашего собрания образ юного неаполитанца, не противоречит прекрасной мечте. Его обласканное солнечными лучами загорелое лицо, с чётко обозначенными правильными гармоничными чертами, сияющее свежестью, энергией, доброжелательной открытостью и душевной чистотой, словно отражает то особое чувство восхищения и благодарности Творцу, которое в сердце даже самого обездоленного человека вызывает удивительная красота природы Неаполитанского залива.
Благодарим отдел реставрации произведений графики ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря за предоставленную фотографию.
Использованы изображения из открытых интернет-ресурсов.
Страница 13 из 101