20 января 2019 года состоялась экскурсия по выставке «Взгляд»
20 января 2019 года состоялась экскурсия по выставке «Взгляд», где представлены литографии, отражающие основные направления творчества Анри Матисса. Провела экскурсию для посетителей Сергиенко Елена Валерьевна научный сотрудник музея. Фотоотчёт о проделанной работе.
Контакты
БУКОО Орловский Музей Изобразительных Искусств
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41, +7 (4862) 76-05-86
Email:
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
Филиал БУКОО «ОМИИ» картинная галерея народного художника СССР А.И. Курнакова
г. Орёл, ул. С.-Щедрина, д 3б
Телефон: +7 (4862) 43-42-24
Email:
Режим работы: Вторник-воскресенье 10:00-17:00
Филиал БУКОО «ОМИИ» мемориальная мастерская народного художника СССР А.И. Курнакова
Адрес: ул. С.-Щедрина, д 3а
Телефон: +7 (4862) 76-29-03
Email:
Режим работы: Вторник - воскресенье 10:00-17:00
Виртуальная выставка одной картины «Портрет художника-педагога Н.Н. Моревского» 158х94 холст на ДВП (оргалите), темпера, 1976 г.
Андрей Ильич Курнаков – известный художник – портретист. Много и интересно он пишет портреты современников. Среди них портреты своих учителей. В картинной галерее А.И. Курнакова находится «Портрет художника-педагога Н.Н. Моревского»
158х94 холст на ДВП (оргалите), темпера, 1976г.
Известный орловский художник и педагог, Николай Николаевич Моревский родился 25 января 1891 г. в с. Архангельское Оренбургской губернии, был участником Первой Мировой войны.
Первым учителем рисования Николая Моревского был местный иконописец. До 1923 г. он учился в Оренбургском художественном училище, в 1926-м окончил Высший художественно-технический институт в Ленинграде (ВХУТЕИН). Одним из учителей Николая Моревского был выдающийся советский график, живописец-пейзажист и педагог Аркадий Александрович Рылов (1870-1939).
ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР А.И. КУРНАКОВА ЧАСТЬ 14.
Заметным явлением художественной жизни Орла первых послевоенных лет стала областная выставка 1947 года, она посвящалась тридцатой годовщине Великого Октября. На ней А.И. Курнаков представил картины «Завоеватели» и «Портрет депутата Верховного Совета СССР Н.А. Коровецкой».
Отзывы об этих произведениях были положительными, однако сам автор на работах этой выставки особенно остро почувствовал, что ему недостает профессиональных навыков для осуществления своих новых творческих планов. Он делает единственно верный для себя выбор: учиться, совершенствовать свое мастерство.
Спустя много лет, когда Андрею Ильичу задали вопрос, что сыграло решающую роль в его творческом росте, он, не задумываясь, ответил: «В моей зрелости как художника послевоенного времени были три ступени: республиканская студия повышения квалификации художников, руководимая Б.В. Иогансоном, «Академическая дача» и художественный институт. Все они по-разному, дополняя друг друга, помогли мне обрести ту уверенность, которая позволила потом двигаться дальше».
Первая возможность поработать под руководством одного из крупнейших мастеров советского искусства Б.В. Иогансона представилась в 1947 году, когда в Москве была создана студия повышения профессионального мастерства для художников краев и областей РСФСР.
Вот как вспоминал Курнаков о студии. «1947 год. Руководители «Всекохудожника» организовали в Москве Центральную студию повышения квалификации художников РСФСР.
Минуло двадцать лет, и мы с благодарностью вспоминали тех людей, которых уже сейчас нет с нами, тех, кто стоял у колыбели возрождения послевоенного искусства. Долгих четыре года, одни, а многие и больше тосковали по любимому делу.
И вот - Центральная студия. Она расположилась в одной из московских средних школ, напротив филиала МХАТа.
Волнение, которое я испытывал в то далекое время, видимо, охватывало всех, кто приезжал заниматься в студию. Ведь мы хотели учиться у маститых художников и теоретиков, имена которых были уже прославлены. Борис Владимирович Иогансон, Александр Михайлович Герасимов, Ефим Михайлович Чепцов... Историю искусства читал Виктор Михайлович Лобанов, лекции по технологии живописи слушали у Алексея Алексеевича Рыбникова.
Для нас, фронтовиков-студийцев, все было интересно и любопытно: и интеллигентность педагогов, их манера и поведение во время работы, их беседы и лекции».
В студии было две мастерские. Одну из них возглавлял Б.В. Иогансон (1893-1973), другую А.М. Герасимов. Курнаков избрал мастерскую Иогансона. Художник этот больше ему импонировал как живописец, автор широко известных исторических картин «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе».
За сравнительно короткое время пребывания в студии Курнаков смог почерпнуть столько нового для себя, сколько раньше могло быть усвоено лишь за многие годы.
Иогансон приходил в мастерскую почти ежедневно и с каждым студийцем работал индивидуально.
Не случайно «из всех основ основой» считал Иогансон рисунок. Он стремился к тому, чтобы студийцы, занимаясь живописью, отдавали максимум усилий и рисунку.
В 1946 году Курнаков задумал свою первую большую картину на историческую тему – «Ф.Э. Дзержинский в Орловском централе».
То, что в орловской тюрьме, имевшей известность своим особо строгим режимом, находился в заключении Дзержинский, было историческим фактом. Но мысль о создании картины была связана еще и с впечатлениями от рассказов матери о первой русской революции и причастности отца к подпольной деятельности большевиков. В Центральной студии художников РСФСР в Москве Курнаков продолжил разработку эскиза. И если на первых порах были сомнения в своих возможностях (справится ли со столь ответственной задачей?), то общение с Иогансоном, его беседы о методах работы над картиной, наконец, просто влияние этого крупного художника на студийцев сделали свое дело. Уже в студии Курнаков представил на суд товарищей и педагога первый вариант картины.
Картина не была свободна от некоторых недостатков. Все они были отмечены на просмотре. Но, подвергнув картину критике, Иогансон, тем не менее, особо отметил способности живописца и рекомендовал заключить с ним договор для завершения картины. Одновременно высказал предложение дать А. Курнакову опытного художника - консультанта.
В 1948 году А.И. Курнаков, автор картины «Ф.Э. Дзержинский в Орловском централе», был вызван в Москву, где ему «Всекохудожником» была предоставлена мастерская. Руководить работой стал известный советский живописец Тарас Гурьевич Гапоненко (1906-1993), о котором А.И. Курнаков вспоминает с большой теплотой и благодарностью за оказанную помощь.
В отличие от первого варианта, размер нового полотна был значительно увеличен. Некоторые изменения претерпела композиция картины, появилось больше пространства, глубины. Но главное отличие заключалось в том, что в ней был сделан серьезный шаг к завершенности. Сказался метод работы над картиной, когда к каждому портретному образу, к интерьеру, а подчас и небольшим деталям писалось по нескольку подготовительных этюдов. Произведение стало более достоверным, оно убеждало глубиной своих образов. Не случайно картина была включена в экспозицию республиканской выставки художников РСФСР в Москве, а её автор решением Президиума правления «Всекохудожника» удостоен Почетной грамоты. Тогда же Курнаков был принят кандидатом в члены Союза художников СССР.
Источник: И.А. Круглый «Андрей Курнаков. Этюды» - Орел: Издательство «Вешние воды», 2008.
Этюд к картине "Жандарм." 1948. Холст на картоне, масло
Этюд к картине "Камера Дзержинского". 1948. Холст на фанере, масло
Материал подготовили: научные сотрудники филиала БУКОО ОМИИ "Мемориальная мастерская народного художника СССР А.И. Курнакова" И.Е. Барсукова и Е.А. Гущина
Толкач Александр Владимирович (1940-1996). «Ожидание. 1978-79. Холст, масло.»
На афише выставки «Память о войне» представлено тематическое произведение, наполненное множеством символов!
Автор картины Александр Владимирович Толкач родился и жил в Перми. Окончил специальную художественную школу при Московском институте им. В.И.Сурикова. Член Союза художников СССР.
На большом монументальном полотне изображение войны с трагическими последствиями. Оно написано на конкретном жизненном материале. Когда окончилась война, художнику было лишь пять лет. Он и его мать всю жизнь ждали отца, который пропал без вести. Драматизм произведения достигается необычной композицией: совмещением разных планов, сюжетов и образов. На первом плане молодая женщина у окна с маленьким сыном, стоящим на подоконнике. С большой натуралистичностью написаны фигуры матери и сына. Для достижения большей образности художник прибегает к совмещению первого плана с метафорой и символикой второго плана, условно разделенного на две части. За спиной женщины эпизоды прошлой жизни: спящий в кроватке ребенок, в дверном проеме открытой двери, уходящая на войну фигура мужа в военной форме, падающий солдат и тянущиеся к нему женские руки. За спиной мальчика эпизоды его детства. Он изображен на берегу реки с двумя плывущими белыми лебедями – символами любви и верности. В осеннем небе над городом клин летящих журавлей, которые стали символом погибших на войне солдат. За окном ветка с двумя листочками, а третий оторванный лист лежит рядом. В своем произведении художник выразил всю горечь и боль утраты, которую испытывали жены и дети солдат, которые не вернулись с фронта.
Никитин Александр Сергеевич. «Трамвай желаний в вечернем городе Орле». (2021)/ Aleksander Nikitin Sergeevich. ”Toiveiden raitiovaunu iltaisessa Orjolin kaupungissa ”. (2021)
УЧАСТНИК ПРОЕКТА «ГОРОДСКИЕ АРТЕФАКТЫ. ОРЁЛ-НОКИА. СОВМЕСТНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ ГОРОДОВ НОКИА И ОРЛА». (Организатор выставки Орловский музей изобразительных искусств.
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры»).
Никитин Александр Сергеевич – живописец. Родился 26.11.1955 г. в городе Ливны Орловской области. Учился в Орловском государственном педагогическом институте на художественно — графическом факультете. Стажировался на Академической даче имени И.Е. Репина. Член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» с 1991 г. С 2017 г. председатель Орловской региональной организации Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». С 1974 г. — участник областных, региональных, всероссийских, республиканских выставок.
Работы художника, представленные на выставке:
- 1.«Трамвай желаний в вечернем городе Орле». 2021 г. Холст, масло. 55х75 см.
- 2.«Ночной город Орёл». 2021 г. Холст, масло. 50х70 см.
Aleksander Nikitin Sergeevich on taidemaalari. On syntynyt 26. Marraskuuta 1955 Livnyssä kaupungissa Orjolin alueella. Hän opiskeli Orjolin valtion pedagogisessa yliopistossa taiteen ja grafiikan tiedekunnassa. On ollut harjoittelijana Akateemisessa Dachassa I. Repinille nimetty. Vuodesta 1991 lähtien ”Venäjän taiteilijoiden liitto ”: n yleisvenäläisen julkisen luovan yhdistyksen jäsen. Vuodesta 2017 on ”Venäjän luovan taiteilijoiden liitto ”: n yhteisvenäkäisen luovan julkisen järjestön Orjolin alueellisen järjestön puheenjohtaja. Vuodesta 1974 on osallistunut alueellisiin, alueisiin, yleisvenäläisiin, kansainvälisiin, respublikaanisiin näyttelyihin.
- 1.”Toiveiden raitiovaunu iltaisessa Orjolin kaupungissa ”. 2021 v. Kangas, öljy. 55х75 cm.
- 2.”Yökaupunki Orjol ”. 2021 v. Kangas, öljy. 50х70 cm.
Избранные святые в молении перед иконой Богоматери "Федоровская" (икона из фондов ОМИИ)
Фонды Орловского музея изобразительных искусств хранят интересную икону середины XIX века "Избранные святые перед иконой "Богоматерь Феодоровская".
Иконы с изображениями святых в молитвенном предстоянии Христу или Богоматери получили широкое распространение в русском искусстве второй половины XVI – XVII века.
На образе из собрания ОМИИ предстает иконографический тип Богоматери Елеуса (Умиление), а именно, извод русского происхождения – «Феодоровская». Чудотворная Феодоровская икона Богородицы, доныне хранящаяся в Костроме, почитается как одна из святынь дома Романовых. Она связана с призванием в 1613 году на царство основателя династии –Михаила Фёдоровича. Ее иконография очень близка Владимирской, отличием Феодоровской иконы является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа. Из-за такого положения ног Богомладенца Феодоровскую икону также причисляют к иконописному изводу «Гликофилуса» – «шагающие ножки».
МЧС пожелания!
Впереди новогодние праздники, не омрачать их неприятностями призывают сотрудники МЧС по Орловской области.
Соблюдайте ряд правил для Вашей безопасности.
- Не перегружайте электросети! С максимальным вниманием отнеситесь к елочным гирляндам. Не украшайте ели легковоспламеняющимися предметами и не ставьте ёлку возле отопительных и нагревательных приборов.
- До 14 января 2024 года на территории Орла и области запрещена продажа пиротехники. Помните, что использовать пиротехнические изделия нужно в полном соответствии с инструкцией.
- Не выходите на лёд замерзших водоёмов! Не оставляйте детей на улице без присмотра.
- Следите за эксплуатацией печного отопления.
Берегите себя , жизнь и здоровье своих близких!
ГУ МЧС России по Орловской области.
Страница 5 из 101