Картина, Шрейдера, происходящая из коллекции князей Куракиных, победила на конкурсе Общества поощрения художеств, в котором участвовал Архип Куинджи. Егор Егорович был близок передвижникам. В его частной студии в Харькове занимались знаменитые художники.
Рубрика МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ в рамках программы КУЛЬТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ на ПЕРВОМ ОБЛАСТНОМ КАНАЛЕ представляет произведения из фондовой коллекции Орловского музея изобразительных искусств. О картинах рассказывает корреспондент Алла Новоженина. Совместный проект БУКОО "Орловский музей изобразительных искусств" и АО "Первый областной телерадиовещательный канал". Материалы предоставлены БУКОО ОМИИ.
Картина «Ярило», созданная в 1910 году, является дипломной работой, а также редчайшим образцом стиля модерн в станковой живописи. Автор произведения, Евгений Михайлович Сотников (1877-1923), уроженец Орловской губернии.
Рубрика МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ в рамках программы КУЛЬТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ на ПЕРВОМ ОБЛАСТНОМ КАНАЛЕ представляет произведения из фондовой коллекции Орловского музея изобразительных искусств. О картинах рассказывает Алла Новоженина. Совместный проект БУКОО "Орловский музей изобразительных искусств" и АО "Первый областной телерадиовещательный канал". Материалы предоставлены БУКОО ОМИИ.
08.02.2020 г. Экскурсия и мастер-класс по выставке "Венецианский карнавал». Тема мастер-класса маска "Джокер". Куратор - зав. сектором Кореневская Виктория Юрьевна.
7 февраля – день памяти
Народного художника РФ Андрея Ильича Курнакова
Уже 10 лет нет с нами Мастера, а его дом-мастерская, как и при жизни своего хозяина, тепло встречает каждого гостя.
Если Вы будете направляться со стороны улицы Салтыкова-Щедрина к Мемориальной мастерской Народного художника СССР А.И. Курнакова, то на главном фасаде, над входным крылечком, слева вверху, заметите большое мансардное окно. За ним находится один из самых красивых и светлых выставочных залов второго этажа – Бунинский.
На его стенах Андрей Ильич расположил свои произведения, связанные с творчеством одного из самых любимых им писателей. Их уместно дополняют живописные и графические работы, выполненные художником после поездок по Италии и Франции, и гипсовые отливки классической скульптуры.
В центре зала – большой овальный стол, сервированный на шесть персон. Радушный и хлебосольный хозяин дома любил, чтобы для гостей всегда были приготовлены вместительные, празднично убранные столы. На первом этаже, в Столовой разместился самый большой – обеденный; там же внизу, в Каминной, и выше, в Бунинском зале мансардного этажа, – чайные.
Стол в Бунинском з але покрыт роскошной, плетеной на коклюшках, светло-кремовой ажурной кружевной вологодской скатертью. На ней – самовар и большой, из сорока предметов, чайно-кофейный сервиз, включающий в себя чайник, кофейник, сахарницу, молочник, чайные и кофейные пары, десертные тарелки и розетки. У предметов сервиза красивые четкие и одновременно плавные очертания форм, волнисто-рифленые стенки корпуса и борта, выразительно читающийся на высококачественном белоснежном фарфоровом черепке благородно-сдержанный и одновременно торжественный декор в виде широких горизонтальных сочных кобальтовых лент, дополненных тонкой сверкающей золотой отводкой. Сервиз прекрасно гармонирует с общей цветовой гаммой зала: белыми стенами, светлой кожаной мягкой мебелью, преобладающими в представленной здесь живописи сине-голубыми и лиловыми оттенками, с самим её пейзажным характером и живыми зелеными растениями.
В 1996 году этот серви з был подарен художнику, по случаю его 80-летнего юбилея, коллективом Орловского музея изобразительных искусств. Предварительно у Андрея Ильича поинтересовались: что бы он хотел получить в подарок. Оказалось, что ему очень пригодился бы чайный сервиз: и для приёма гостей, и в качестве антуража для натюрмортов.
В те годы в орловских магазинах не было нынешнего изобилия и разнообразия фарфоровой посуды. Но в ЦУМе, на первом этаже, в правом крыле, где размещался отдел посуды, обнаружился весьма достойный ассортимент. Для подарка выбрали отечественный чайно-кофейный сервиз, выполненный из тонкостенного фарфора на подмосковном фарфоровом заводе в Вербилках.
Этот завод в 1754 году основал осевший на наших землях англичанин Франц Гарднер и он принадлежал к числу самых лучших в дореволюционной России. В советское время являлся одним из крупнейших предприятий и был известен как Дмитровский фарфоровый завод. В период перестройки хорошо знакомая всем марка дмитровского фарфора с изображением обращенной влево стилизованной профильной головы лося и заглавной буквой «В» (Вербилки) была изменена. Её дополнили двуглавым российским орлом под короной, надписью: «Мануфактур Гарднеръ в Вербилках» и датой официального открытия фабрики – «1766». Эта новая марка на сервизе, с возвращенным историческим названием завода, воспринималась как вдохновляющий знак открывающихся новых перспектив в его деятельности, не ограниченной рамками плановой советской экономики, зачастую негативно отражавшимися на художественном уровне продукции.
Сервиз представлялся достаточно подходящим для подарка солидному мужчине. Привычная в наши дни фирменная коробка у него отсутствовала. Поэтому, только намного позже мы узнали, что он носит гордое наименование: «Адмиральский». Его предметы имеют форму «Ампир», разработанную в Вербилках одним из лучших мастеров советского фарфора заслуженным художником РСФСР Юрием Борисовичем Ганрио (1921-1982). «Морской» мотив росписи создан заслуженным художником РФ Елизаветой Алексеевной Лопотухиной (Род. 1947).
Органичное слияние форм и декора действительно вызывает образные ассоциации с беспрестанным размеренным движением водной стихии. У всех предметов сглажено-волнистая поверхность; у кофейника, чайника и сахарницы – волнообразные края венчиков, у молочника – слива, у блюдечек – борта. В цветовом строе активно доминирует глубокий ультрамарин кобальтовых лент. «Колышущаяся» ритмика зыбких контуров переливающихся и искрящихся золотых отводок, немного расширяющихся на реберных выступах форм, – напоминает блики света на волнах.
Мануфактура в Вербилках и поныне выпускает этот полюбившийся покупателям красивый сервиз в чайной версии.
К сожалению, Андрей Ильич так и не изобразил «Адмиральский» сервиз в своих натюрмортах (или таковые ещё не выявлены). Сохранился сервиз в полном составе. Его использовали, иногда перенося из Бунинского зала в Каминную (Чайную) комнату, где удобнее, чем на верхнем этаже, было устраивать чаепития.
Почти четверть века назад никто не мог предположить, что этот подарок музея искусств художнику «вернётся» дарителям, правда, в ином статусе. После смерти Мастера, согласно его воле, сервиз стал частью музейных фондов и экспозиции, созданной в доме, где он провел последние годы жизни, и теперь являющемся филиалом музея – Мемориальной мастерской.
- А.И. Курнаков
- Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова
- Фрагмент экспозиции в Бунинском зале
- Сервиз «Адмиральский»
- Чашка из сервиза «Адмиральский»
- Марка «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» постсоветского периода
10 лет назад, 5 января 2010 г., не стало замечательного русского пейзажиста, Народного художника России, Кима Николаевича Бритова. Три дня не дожил он до своего 85-летия и персональной юбилейной выставки, к которой деятельно готовился целый год, написав множество новых произведений. Этот великий труженик до конца жизни не расставался с кистью и за шесть десятилетий создал свыше трех тысяч картин и этюдов. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в других музеях России, Кореи, США, Германии, частных отечественных и зарубежных собраниях.
Он родился 5 января 1925 г. во Владимирском крае, в небольшом текстильном городке Собинка; детские годы провел в Коврове, где отец возглавлял прядильно-ткацкую фабрику. В 1938 г. родителей арестовали как «врагов народа», и Ким с сестрой перебрался к старшему брату во Владимир. В 1943 г. он добровольцем ушёл на фронт; служил в артиллерийской разведке, был тяжело ранен; брал Берлин, участвовал во встрече на Эльбе. Его героизм отмечен боевой медалью «За Отвагу».
С войны вернулся инвалидом. Решил осуществить детскую мечту – стать художником; поступил во Мстёрскую художественно-промышленную школу, обогатившую его бесценными знаниями о старинной иконописи и народном искусстве. Но ему не довелось стать мастером мстёрской миниатюры: раненая рука не позволяла писать тонкими кисточками. Он оставил учебу и начал посещать во Владимире художественную студию при Доме народного творчества, выбрав путь художника-станковиста.
Его творческая жизнь началась в 1950-е гг.; она связана с зародившимся в те годы необычным новым явлением в отечественном искусстве, получившем название «владимирская школа живописи». Она объединила ряд талантливых самобытных пейзажистов-единомышленников, не вмещавшихся в рамки «соцреализма». Одним из ее основателей и идейных вдохновителей стал Ким Николаевич Бритов. Живопись «владимирцев» была непривычно декоративна, поражала упрощенной лубочностью, предельной яркостью цвета и вызывала ассоциации с творчеством импрессионистов и фовистов. Они предпочитали писать простые естественные природные мотивы, деревянные сельские домики, старинную архитектуру, храмы, монастыри. Их ругали критики, им даже грозило исключение из Союза художников. А зрители и коллекционеры оценивали их произведения совершенно иначе. И далеко не сразу пришло официальное признание и слава.
К.Н. Бритов был удостоен Золотой медали Академии художеств РФ, Золотой Пушкинской медали; стал первым Лауреатом премии И.И. Левитана (очень любимого им художника); был почетным гражданином города Владимира. Это подлинно народный, национальный русский живописец, понимавший душу русской природы, воспевавший мощь и красоту родной земли. Энергетика чистых звенящих красок, сочных удивительно живых, скульптурно-пастозных мазков, ясность композиционных построений, декоративная стилизация, доброта и жизнерадостность, отличающие его работы, пришлась по душе и многим в Орле, когда много лет назад здесь, в Картинной галерее (ныне Музей изобразительных искусств), проходила его персональная выставка. Тогда же пять произведений художника пополнили ее коллекцию. Сегодня представляем три из них.
Пейзажи Бритова очень эмоциональны и обладают редким свойством, от которого может перехватить дыхание – так захочется в них «присутствовать, погружаясь в происходящее в природе. Взбежать по протоптанной в роскошном снежном покрове дорожке на пригорок к крепким добротным уютным бревенчатым домикам, съехать вниз на лыжах, поваляться в снегу, слепить снежную бабу, поиграть в снежки, любоваться синью неба, переливами голубовато-фиолетовых, розоватых и золотистых рефлексов и теней на пронзительно белом снегу («В конце зимы». 1984). А когда всматриваешься в натурный этюд «Весенняя лужа» (1975), - кажется вдыхаешь свежий и влажный весенний воздух, наполненный новыми волнующими запахами; чувствуешь мягкое тепло робких солнечных лучей; слышишь шорох сползающего с крыши снега. Ким Николаевич любил писать русскую природу во все времена года, и в каждом из них в его работах она удивительно хороша. Но едва ли не больше всего завораживает «бритовская» осень с царственным великолепием сияющей золотой листвы на фоне небесной лазури («Осенний ветер». 1983).
Ким Николаевич был хорошо знаком с Народным художником СССР, Андреем Ильичем Курнаковым. Этим двум, страстно любящим Россию художникам-фронтовикам, просто суждено было подружится. В 1979 г. Андрей Ильич написал «Портрет Кима Бритова», ныне хранящийся Национальной галерее республике Коми, а в 1984 г., повторил его композиционно, включив в «Групповой портрет владимирских живописцев». Из жизни два мастера ушли почти одновременно. Андрея Ильича не стало 7 февраля того же 2010 года.
Память о замечательном владимирском художнике увековечена несколькими мемориальными досками; в его честь проводится Международный пленэр имени Кима Николаевича Бритова, завершающийся выставками. По стопам отца пошла и дочь мастера, - Наталья Кимовна Бритова; известный владимирский пейзажист, заслуженный художник России.
- «К. Н. Бритов. Фото.
- В конце зимы». 1984. Орловский музей изобразительных искусств.
- Весенняя лужа». Этюд. 1975 . Орловский музей изобразительных искусств.
- « Осенний ветер». 1983 . Орловский музей изобразительных искусств.
- К. Н. Бритов. Фото.
- А.И. Курнаков «Художник Ким Бритов». 1979 . Национальная галерея республики Коми.
«От Рождества до Крещения» (Святки)
13 января 2019 года в Орловском музее изобразительных искусств прошло мероприятие, посвященное времени между двумя большими православными праздниками, Рождество Христово и Крещение Господне, Святкам. Вниманию публики была представлена программа, включающая в себя две части. Тема первой (лекционной) части программы – история иконописи, на примере иконы «Крещение» (представлена в постоянной экспозиции музея в зале Древнерусского искусства). Святки – это самый веселый и шумный зимний праздник, который длится почти две недели. Рождественские Святки с их самобытностью были и есть источник вдохновения для многих живописцев. Публике были продемонстрированы изображения картин художников разных эпох, которые обращались в своем творчестве к Святкам, среди них Сычков Ф.В., Коровин К.А., Маковский К.Е., Брюллов К.П., Кипренский О.А., Кваша О. (Ф.В. Сычков «Подружки» (находится в собрании ОМИИ), «Христославы»; К.А. Коровин «Святочные гулянья»; К.Е. Маковский «Святочные гадания»; К.П. Брюллов «Гадающая Светлана»; О.А. Кипренский «Святки»; О. Кваша «Колядки»). А также посетители познакомились с историей праздников (Рождественский Сочельник, Рождество Христово, Васильев вечер (Старый Новый год), Крещенский Сочельник, Крещение Господне), с традициями и обрядами, приметами и поверьями, связанными с этими днями, существовавших во времена Руси языческой, которые потом плавно перешли в Русь православную, тем самым тесно связав языческие верования и православные традиции. Вторая часть мероприятия состояла из выступления фольклорного клуба «Вечёрки в Орле», руководитель Е.Е. Серебренникова. Были исполнены русские народные песни, частушки, колядки, танцы, гадания, которые издревле исполнялись во время Святок.
Куратор мероприятия – научный сотрудник ОМИИ, Сергиенко Елена Валерьевна.
6 июня 2018 года в Орловском музее изобразительных искусств для детей летнего лагеря «Тимуровцы» состоялось мероприятие « Чудное мгновенье...", посвященное дню рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Произведение выдающегося русского художника, основателя и участника передвижнического движения Г.Г. Мясоедова «Адам Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской импровизирует среди русских писателей» (1904-1906), представленное в постоянной экспозиции музея стало одним из тематических пунктов в мероприятии, поскольку на полотне изображено значимое событие не только в жизни Пушкина, но и являющееся историческим событием в отечественной культуре. Также каждый участник попробовал создать зарисовку в Пушкинском стиле - одним росчерком пера на полях страницы с поэзией Александра Сергеевича. Мероприятие провела научный сотрудник Полина Андреевна Загибалова и заведующий Картинной галереи Народного художника СССР А.И.Курнакова Иван Николаевич Булохов.
На базе Картинной галереи Народного художника СССР А.И.Курнакова прошла внеплановая, закрытая, интерактивная программа для детей «Мир глазами детей», посвящённая Дню защиты детей. За весь период занятий в галерее знакомство ребят с жизнью и творчеством нашего выдающегося земляка Андрея Ильича Курнакова не прошло бесследно. В своих работах они раскрыли краски природы через восприятие окружающей среды. И сейчас летом с новыми силами в своих будущих работах, особенно изображая природу, с лёгкостью воплотят колорит всех времён года! Желаем ребятам успехов в творчестве!
И снова за вдохновением в музей!...
8 июня для студентов архитекторов Орловского государственного аграрного университета имени Н. В. Парахина состоялось мероприятие. Первая часть проходила в музее, где важно было обозначить понимание разницы между академической постановочной учебной работой в аудитории и пластическим пленэрным натюрмортом летней практики. И, чтобы представить эту тему в достаточной мере, мы обратились к творчеству орловского художника. Г. В. Дышленко(1915—1994). Он известен, как художник который обращался в своём творчестве к разным жанрам. В искусстве, отразивший темы истории и современности. И конечно известен как мастер натюрморта. В ОМИИ сложилась целая коллекция произведений с изображением натюрморта. В творчестве Георгия Васильевича кроме тематических картин, посвящённых теме орловского хлеба, орловского гостеприимства и быта, тематических постановок - это живописные полотна и этюды, где художник с трепетом и любовью изображает букеты цветов, натюрморты с фруктами, дачный быт, атмосферу летней поры. Старший научный сотрудник музея Т.И. Мазуркевич не только заведует отделом советского искусства, но и является ученицей Дышленко. Татьяна Ивановна на мероприятии познакомила студентов с творческим наследием мастера, его биографией и особенностью педагогической работы Дышленко со студентами.
Далее мы отправились в мемориальную мастерскую Г. В. Дышленко, в которой познакомились с Виктором Дышленко (сыном художника), хранящим традиции художественного наследия и память об отце. Увидели обстановку творческой мастерской выдающегося живописца, а также участникам была предоставлена возможность написать этюд натюрморта, цветы в вазе. О сути работы с натюрмортом, технических возможностях акварели рассказала зав. сектором ОМИИ В. Ю. Кореневская. Подобная встреча у нас состоялась в прошлом году. Мы благодарны Виктору Георгиевичу Дышленко за гостеприимство, помощь в организации и проведении мероприятия!
«Ночь музеев 2018»
Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств.
г. Орел, ул. Октябрьская, 29.
Продолжительность: 19 мая с 18:00 до 23:00
Программа:
18:00-19:30 мероприятие «Шедевры из запасников».
19:30-20:30 концертная программа «Очарование романса».
исполнитель Светлана Золотухина
концертмейстер Валентина Марушкина
20:30-21:15 экскурсия по постоянной экспозиции музея «Русское и зарубежное искусство 17-19 веков».
21:15-22:00 экскурсия по выставке из фондов музея «Мир детства в русском искусства ХХ века» живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство
Орловский музей изобразительных искусств представит зрителю произведение выдающегося русского художника рубежа XIX-ХХ веков Михаила Шемякина. Портрет, который долгое время оставался безымянным. Полотно, где изображена в сценическом костюме всемирно известная балерина Тамара Карсавина, солировавшая в Мариинском театре, входившая в состав Русского балета Дягилева и часто танцевавшая в паре с Вацлавом Нижинским. Дебют Карсавиной в главной роли состоялся в балете великого балетмейстера Мариуса Петипа, чьё 200-летие во всём мире отмечается в этом году. Во время мероприятия посетители познакомятся с произведениями музейной коллекции, познакомятся с творчеством художника, а также узнают о жизни и творческом пути балерины.
Далее вечер продолжит концертная программа в зале Академического искусства XIX века. Прозвучат романсы отечественных авторов в исполнении Светланы Золотухиной.
В музее будут проходить экскурсии по действующим фондовым выставкам: постоянной экспозиции музея «Русское и зарубежное искусство 17-19 веков» и выставке «Мир детства в русском искусства ХХ века», открытие которой посвящено празднованию Дня Пионерии (19 мая).
18:00–23:00 Посещение постоянной экспозиции музея «Русское и зарубежное искусство 17-19 веков» и выставки «Мир детства в русском искусства ХХ века», а также мероприятий и экскурсий. Вход свободный.
Адрес: г. Орел, ул. Октябрьская, 29.
Тел.: 76-05-86, 76-27-41.
Страница 20 из 22